Развиваем речь ребёнка в летний период.
20.05.2025
Развиваем речь ребёнка в летний период.
Лето - пора солнечный теплых деньков, отдых на
природе, проведение многочасовых прогулок на свежем воздухе. Но кто сказал, что
развивать речь мы можем только в пределах детского сада на занятиях у логопеда
и воспитателя во время учебного года.
Лето открывает перед нами новые возможности
для развития речевой активности детей. Тем более, что автоматизация звуков
предполагает непрерывный процесс и важно не утратить тот объем умений и
навыков, который ребенок приобрел на логопедических занятиях. Ведь придется
начинать все сначала…
Развивать речь можно где угодно, с
минимальными приготовлениями и инвентарем. Для этого понадобится чуть больше
смекалки и изобретательности, но зато процесс обещает быть интересным и
эффективным.
Каждый день нас с вами окружают повседневные
дела, дела, требующие незамедлительного решения и т.д., но для развития речи
ребенка необходимо немного времени.
Поэтому я хотела бы поделиться идеями, как
быстро и с удовольствием развивать речь детей, практиковаться
в произнесении «трудных» звуков — и все это без отрыва от летних
развлечений.
Интересный
рассказ.
Все дети любят, когда им читают. Прочитать
интересный небольшой рассказ вы можете и на прогулке с ребёнком, и, конечно,
перед сном. Прочитав интересную историю, рассказ или статью, спросите у ребёнка,
о чём Вы ему прочитали, что ему понравилось больше всего, какой герой сказки
понравился больше, а какой нет. Попросите пересказать сказку.
И с каждым пересказом Вы будете
замечать, как развивается связная речь ребенка.
Развитие
речи летом в машине.
Летом без путешествий никуда! А что, если вы
просто поехали в магазин и «застряли» в пробке? Это время Вы можете провести с
пользой для своих детей, поиграв в речевые игры.
Существует много игр на развитие
фонематического (речевого) слуха. Например:
«Повтори за мной»
Просим ребёнка правильно
повторить за взрослым слоги или слова:
Па-ба па-па-ба том-дом
Та-да ба-па-ба бочка-точка
ма-на та-та-да и т.д. ком-сом-дом
и т.д.
«Кто больше придумает слов на
звук»
Если ваш ребёнок научился
произносить какой- то звук и его необходимо закрепить, то Вам пригодится эта
игра:
По очереди придумывать и называть
слова на заданный звук. Например, на звук «З»: зонт, замок, замок, забияка и
т.д.
Ну, а если ребёнку тяжело различать
овощи и фрукты или диких и домашних животных, то задание будет другое: - Кто
больше назовет фруктов (овощей, диких или домашних животных).
«Дополни предложение»
Еще интересный вариант для детей
старшего возраста: первый называет слово с определённым звуком, второй —
добавляет к нему слово, чтобы получилось предложение, и так далее по очереди,
пока не иссякнет фантазия. Например: рыба — рыба проворная —
рыба проворная в аквариуме — проворная рыба играет в аквариуме — проворная рыба
играет а аквариуме в игру и т.д. Эта игра очень хорошо тренирует память, а
также поднимает настроение Вам и вашему ребёнку.
Так же очень благоприятно для
развития речи заучивание небольших стихов или вы можете просто вспомнить
выученные раннее стихотворения.
Рисуем мелками.
Многие дети любят рисовать на асфальте яркими
цветными мелками.
Фантазировать вместе с ребёнком
может и кто - то из родителей, а так же вы можете и похитрить, например:
«Угадай, кого (что) я нарисовал»
Взрослый рисует предметы на с тем звуком, над
которым велась логопедическая работа, а ребёнок должен угадать и назвать, что
нарисовал взрослый.
«Волшебные дорожки»
Необходимо нарисовать на асфальте различные
извилистые дорожки, которые ведут в замок или в дом к волшебнику. Но, чтобы прийти
к цели, необходимо во время ходьбы произносить определенный звук или повторять
слова за взрослым. Либо притвориться машинами и соревноваться, кто первый
доедет до финиша.
Играя в классики, тоже можно развивать
речь:
Повторять слова или слоги по заданию. Вместо
цифр нарисовать звуки и при прыжке называть его. Либо можно с каждым прыжком
удлинять предложение, начатое с одного слова (см. игры в машине).
Главное, задействована крупная моторика — а
значит, запоминание и автоматизация звуков идут эффективнее!
Развиваем
речь ребёнка на детской площадке.
На детской площадке хорошо удается вызывать
новые звуки или звукоподражания у ребенка, так и автоматизировать (вводить в
речь) звук, который ребёнок вот-вот научился говорить. Мало того, это
самая лучшая автоматизация — т.к. она не «оторвана от жизни». Как это сделать?
Например, на горке. Можно автоматизировать звуки C, Ш, Р, протягивая их во
время катания. Например, «сссссссс».
Или в обратных слогах: пока едем на горке,
тянем гласный: «о-о-о!», как только ноги коснулись земли, произносим нужный
согласный: «ссссс!» — получилось «О-О-ОС». С горки можно катать разные игрушки,
у каждой игрушки будет свое «спецзадание» — произнесение своего слога с
нужным звуком (сссаа! сссыы! и т.д.). Для автоматизации Р идеально
подходят карусели, штурвалы, «рули», машины. Качели - любые слоги можно
говорить на одно качание качелей. А также на качелях очень хорошо запоминаются
стихи.
Играем в песочнице!
В
песочнице во дворе или на жарком пляже есть много песка и уйма времени. Чем
заняться? Конечно, развитием речи. Несомненный плюс: песок любят дети всех
возрастов. Спрячьте игрушки в песок (на небольшой площади, чтобы
маленькие ручки смогли всё потом найти). Предложите детям отправиться на
раскопки! Когда объект найден, нужно назвать его и положить в ведёрко. А если
есть элемент соревнования — будет ещё веселее.
Постройте красивый замок вместе с ребёнком и
попросите придумать кто в нём живёт, какой у него характер, внешность и т.д.
Начните рассказ про жителя замка
и попросите ребёнка продолжить.
Развиваем
речь по дороге в магазин.
Получайте удовольствие от общения с ребёнком
по пути в магазин и даже в очереди. Называйте все предметы, которые видите
вокруг, определённого цвета, формы или размера.
Игра: «Скажи- наоборот»
Ребёнку необходимо подобрать
антоним.
Длинный шарф – короткий шарф
Маленькая игрушка - большая
игрушка
Холодный чай - горячий чай
Толстая книга - тонкая книга
Чистая одежда - грязная одежда и
т.д.
«Счёт от 1до 5»
Взрослый называет предмет, а
ребенок считает от 1 до пяти. Например: Одна ложка, две ложки, три ложки,
четыре ложки, пять ложек.
Используем любые слова: стол,
стул, цыплёнок, ведро, огурец, самокат и т.д.
«Опиши, а я угадаю»
Предложить ребёнку описать предмет, который он
видел на улице и описать, а родитель должен угадать, что это. Обязательно
сначала представьте образец ребёнку.
Ну а если у Вашего ребёнка нет «рычащих»
звуков, то обязательно необходимо развивать и речевое дыхание.
Надувайте как можно больше мыльные пузыри,
запускайте кораблики в бассейне на даче, дуйте на одуванчики.
Мир фантазии безграничен - нужно только попробовать
начать и вы увидите, как всё с легкостью у Вас получится и ребёнок будет
доволен и радостен, что с ним играют и Вы без принуждений добьётесь нужного
результата, закрепите пройденное, научитесь новому!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.05.2025
Дата обновления: 20.05.2025
Дата публикации: 20.05.2025