Рабочая программа учителя-логопеда 2023-2024

Содержание
1.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.2.
1.2.1.
1.3.
2.
2.1.
2.1.1.
2.2.
2.2.1.
2.2.2.
2.2.3.
2.2.4.
2.2.5.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Планируемые результаты
Целевые ориентиры
Развивающее
оценивание
качества
образовательной
деятельности по Программе
Содержательный раздел
Содержание коррекционно-развивающей работы учителялогопеда
интеграция образовательных областей
Образовательная деятельность по коррекции и профилактике
различных видов недоразвития речи
Диагностическая работа
Коррекционно-развивающая работа
Формы организации образовательной деятельности
Способы реализации Программы
Средства реализации Программы
Консультативно-просветительская деятельность. Пропаганда.
Профилактика.
Преемственность во взаимодействии педагогических работников
Организационный раздел
Комплектование логопункта
Организация работы логопункта
Материально-техническое обеспечение программы
Перечень нормативно-правовых актов
Перечень литературных источников

3
3
3
4
5
5
8
8
8
9
9
10
11
13
15
17
17
19
19
19
20
20
22
23

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.

Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи Программы
«Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений
в условиях логопедического пункта» (далее - Программа) предназначена для
работы учителя – логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения в условия
логопедического пункта (далее - логопункта) дошкольного образовательного
учреждения (далее - ДОУ).
В ДОУ содержание образовательно-воспитательного процесса построено
в соответствии с основной образовательной программой дошкольного
образования разработанной на основе ФГОС ДО и ФОП ДО.
Дети с нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями
всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.
К группе детей с нарушениями речи относятся дети с фонетическим
недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи при
дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи
всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у
которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Активное
усвоение
фонетических,
фонетико-фонематических,
лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3
года и, в основном, заканчивается в дошкольном детстве. Речь ребенка
формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых
и в большой степени зависит от достаточной речевой практики, культуры
речевого окружения, от воспитания и обучения.
Фонетическое
недоразвитие
речи
проявляется
нарушении
звукопроизношения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении
звукопроизношения и фонематического слуха.
Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных
компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексикограмматического строя
разной степени выраженности. Речь ребёнка
оценивается по четырем уровням развития речи.
На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие
или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит
из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов,
сопровождающихся жестами и мимикой;
на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая
аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры
(чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с
этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от
возрастной нормы;
на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая
2

фразовая речь с выраженными
элементами лексико-грамматического и
фонетико-фонематического недоразвития;
на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи
наблюдаются остаточные
проявления недоразвития всех компонентов
языковой системы.
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи,
обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Таким образом, нарушение речи выявляется у детей дошкольного
возраста со следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия,
дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание (по клиникопедагогической классификации речевых нарушений).
Целью
Программы является построение системы коррекционноразвивающей работы, для обеспечения равных стартовых возможностей
воспитанникам, имеющим трудности в освоении системы родного языка в
период дошкольного детства, при взаимодействии всех педагогов и родителей
дошкольников.
При разработке и конструировании адаптированной образовательной
программы использовались следующие программы:
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина
А.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития
речи у детей. Программа логопедической работы по преодолению фонетикофонематического недоразвития речи у детей;
Нищева Н.Н. Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет;
Баряева Л. Б., Волосовец Т.В., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г.,
Лопатина Л. В.,. Ноткина Н. А, Овчинникова Т. С.,. Яковлева Н. Н. Примерная
адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО Программа построена на
следующих принципах:
1. Общие принципы и подходы к формированию программ:
– поддержка разнообразия детства;
– сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека;
– позитивная социализация ребенка;
– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– сотрудничество учителя-логопеда с семьей;
3

– возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает
подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями детей.
2. Специфические принципы и подходы к формированию программ:
– индивидуализация дошкольного образования детей с нарушениями речи
предполагает такое построение образовательной деятельности, которое
открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и
учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности;
– развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает,
что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды
деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С.
Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых
возможностей ребенка;
– полнота содержания и интеграция отдельных образовательных
областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает
всестороннее
социально-коммуникативное,
познавательное,
речевое,
художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством
различных видов детской активности. Деление преимущественная работа в
области «Речевое развитие» не означает, что остальные образовательные
области ребенком не осваиваются или осваиваются в неполном объеме.
1.2.

Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО специфика дошкольного детства и
системные особенности дошкольного образования делают неправомерными
требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой
возрастные характеристики возможных достижений ребенка с речевыми
нарушениями к концу дошкольного образования.
Целевые
ориентиры
Программы
выступают
основаниями
преемственности дошкольного и начального общего образования.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с
нарушением речи, планируемые результаты освоения Программы
предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
1.2.1. Целевые ориентиры
Общими ориентирами в достижении результатов программы
коррекционной работы являются:

сформированность
фонетического
компонента
языковой
способности в соответствии с онтогенетическими закономерностями его
становления;

совершенствование лексического, морфологического (включая
словообразовательный), синтаксического, семантического компонентов
4

языковой способности;

овладение арсеналом языковых единиц различных уровней,
усвоение правил их использования в речевой деятельности;

сформированность предпосылок метаязыковой деятельности,
обеспечивающих выбор определенных языковых единиц и построение их по
определенным правилам; сформированность социально-коммуникативных
навыков;

сформированность психофизиологического, психологического и
языкового уровней, обеспечивающих в будущем овладение чтением и письмом.
Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР (I уровня
речевого развития) (предполагается достижение в зависимости от
индивидуальных особенностей ребенка, допускается частичное достижение).
 Ребенок понимает и выделяет из речи названия окружающих предметов и
действий с ними (в соответствии с изученными лексическими
темами:«Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т.
д.);
 Называет некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и
одежды (карман, рукава т.д.); обозначает наиболее распространенные действия
(сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т.д.), некоторые свои физиологические и
эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т.д.);
 Выражает желания с помощью простых просьб, обращений; отвечает на
простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования
жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов. При
этом не предъявляются требования к фонетической правильности
высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР (II уровня
речевого развития) (предполагается достижение в зависимости от
индивидуальных особенностей ребенка, допускается частичное достижение).
 Ребенок соотносит предметы с их качественными признаками и
функциональным назначением.
 Узнает по словесному описанию знакомые предметы.
 Сравнивает знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко
выделяемым признакам.
 Понимает простые грамматические категории: единственного и
множественного числа существительных, повелительного и изъявительного
наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и
винительного падежей, некоторых простых предлогов.
 Фонетически правильно оформляет согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д],
[н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]).
 Воспроизводит отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную
структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков.
 Правильно употребляет в самостоятельной речи отдельные падежные
окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций.
 Общается, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые
5

нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать»,
«Маша, пой», «Маша, дай куклу» и прочее).
 В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется
понимание обращенной речи.
Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР (III уровня
речевого развития) (предполагается достижение в зависимости от
индивидуальных особенностей ребенка, допускается частичное достижение).
 Понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной
нормы.
 Фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи.
 Правильно передает слоговую структуру слов, используемых в
самостоятельной речи.
 Пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными и
сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
 Владеет элементарными навыками пересказа.
 Владеет навыками диалогической речи.
 Владеет
навыками
словообразования:
продуцирует
названия
существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов,
уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и
проч.
 Грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в
соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов
проговаривает четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться
адекватно.
 Использует в спонтанном общении слова различных лексикограмматических
категорий
(существительных,
глаголов,
наречий,
прилагательных, местоимений и т.д.).
Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР (IV уровня
речевого развития) и детей с ФФНР, ФНР (предполагается достижение в
зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, допускается частичное
достижение).
 Дети свободно составляют рассказы, пересказы.
 Владеют навыками творческого рассказывания.
 Адекватно употребляют в самостоятельной речи простые и сложные
предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными
членами предложения и т.д.
 Понимают и используют в самостоятельной речи простые и сложные
предлоги.
 Понимают и применяют в речи все лексико-грамматические категории
слов.
 Овладели навыками словообразования разных частей речи, переносят эти
навыки на другой лексический материал.
 Оформляют речевое высказывание в соответствии с фонетическими
нормами русского языка.
6

 Владеют правильным звуко-слоговым оформлением речи.
 Помимо этого, у детей достаточно развиты и другие предпосылочные
условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению.
 Фонематическое восприятие сформировано по возрасту.
 Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза.
 Графо-моторные навыки сформированы по возрасту.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
Программе
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной
деятельности учителя-логопеда на основе достижения детьми с нарушением
речи планируемых результатов освоения Программы.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития обучающихся с нарушением речи;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей с нарушением речи;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей с нарушением
речи;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества
образования.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития
детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе
наблюдения и включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации.
Учитель – логопед имеет право самостоятельного выбора инструментов
логопедической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя- логопеда
Программа обеспечивает:
Своевременное и эффективное развитии еречи как средства общния,
познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской
деятельности на основе овладения русским языком.
Задачи программы:
- развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя
речи, связной грамматически правильной диалогической и монологической
7

речи, обогащение активного словаря, речевого творчества, звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Направления работы:
- воспитание звуковой культуры речи,
- развитие и обогащение словаря,
- формирование грамматического строя речи,
- развитие связной речи,
- воспитание интереса и любви к художественному слову.
2.1.1. Интеграция образовательных областей
Образовательная область
Социально-коммуникативное развитие

Интеграция
Речевое развитие осуществляется в процессе
общения со взрослыми и сверстниками.
Использование
художественных
произведений для формирования первичных
ценностных представлений о себе, семье и
окружающем мире, трудовой деятельности
взрослых и детей, основ безопасности,
собственной
жизнедеятельности
и
окружающего мира.
Формирование целостной картины мира и
расширение кругозора в части представлений
о себе, семье, обществе, государстве.
Формирование первичных представлений о
себе, своих чувствах, эмоциях, окружающем
мире людей и природы в процессе чтения
художественной литературы.
Использование
художественных
произведений для обогащения соде6ржания
образовательной области.
Развитие мелкой и общей моторикир для
успешного освоения речи. Использование
художественных
произведений
для
укрепления здоровья (физкультминутки с
речевым сопровождением).

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие

2.2. Образовательная деятельность по коррекции и профилактике
различных видов недоразвития речи
Коррекционная работа в соответствии с ФГОС ДО направлена:
- на обеспечение коррекции различных видов речевого недоразвития
детям с проблемами в освоении системы русского языка, оказание им помощи в
освоении основной программы,
- на освоение детьми с нарушением речи программы, их разностороннее
развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, а также с
8

учетом их особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Система организации коррекционно-развивающей работы
Вид работы
Диагностическая работа

Коррекционно-развивающая
работа

Консультативная работа,
профилактика и пропаганда
Организационнометодическая работа

Основные направления
Раннее выявление детей с проблемами в речевом развитии.
Психолого-педагогическая, логопедическая диагностика
детей.
Динамическое
наблюдение
в
процессе
обучения,
промежуточные срезы.
Диагностика
результативности
коррекционнопедагогического процесса.
Анализ результатов диагностики.
КСОД
(коррекционная
совместная
образовательная
деятельность),
организация
подгрупповых
и
индивидуальных занятий.
Организация
коррекционной
работы
в
рамках
непосредственной игровой деятельности.
Оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей.
Пропаганда логопедических знаний.
Профилактическая работа учителя-логопеда.
Совершенствование коррекционно-развивающей среды.
Ведение документации логопункта.
Обобщение опыта работы и представление его на различных
уровнях.

Содержание всех видов профессиональной деятельности в течении
учебного года учитель-логопед отражает в годовом плане.
2.2.1 Диагностическая работа
Диагностическая работа проводится по общепринятой методике
исследования, разработанной Левиной Р.Е., Спировой Л.Ф., Ястребовой А.В. в
обработке Трубниковой Н.М.
Данная диагностика проводится по следующим параметрам:
1. Исследование состояния общей моторики и моторики пальцев рук.
2. Исследование
артикуляционного аппарата (его анатомические и
двигательные особенностей).
3. Фонетической стороны речи (звукопроизношение и просодическая
организация речи).
4. Обследование слоговой структуры слова.
5. Обследование состояния функций фонематических процессов.
6. Исследование лексико-грамматического строя речи.
7. Обследование активного словаря.
8. Исследование сформированности связной речи.
Диагностическая работа строится с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционного
9

работы с каждым ребенком.
С целью раннего выявления проблем в речевом развитии детей,
профилактики речевых нарушений проводится скрининговое (первичное)
обследование детей, достигших четырех лет, в плановом порядке; детей
младшего возраста – по запросу педагогов и (или) родителей (законных
представителей).
Дети старшего дошкольного возраста обследуются в 2 этапа: в начале
учебного года (до 15 сентября) и в конце учебного года (до 15 мая). В январе
проводится промежуточный анализ результатов коррекционно-логопедической
работы у детей, зачисленных на логопункт.
Диагностика проводится в форме: сбора анамнестических данных,
наблюдения, беседы, задания, обучающего эксперимента, анализа.
2.2.2. Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционной работы направлено на создание системы
комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья,
освоении основной образовательной программы дошкольного образования,
коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии
воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой
категории в освоении основной программы дошкольного образования.
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой
организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным
распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в
работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и
педагогов.
Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным
направлениям:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие артикуляционного, голосового аппарата и прособической стороны
речи;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе
нормализации звуковой стороны речи;
- формирование, развитие и совершенствование грамматической стороны речи;
- развитие связной речи;
- развитие психических процессов, связанных с развитием речевой функции:
зрительного и слухового внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных
координаций, пространственного ориентирования, налядно-образного и
словесно-логического мышления.
В ходе осуществления коррекционно-развивающей работы решаются
следующие воспитательные задачи:
- развитие мотивации к обучению, произвольности и самоконтролю;
- воспитание инициативности, творческой активности, умения работать в
сотрудничестве: слушать речьпедагога и своих товарищей, выполнять
индивидуальное задание по общей инструкции;
10

Воспитание нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, поддержки,
чувства такта по отношению к сверстникам и взрослым, толерантного
поведения.
Таким образом, создаются условия для последующей успешной
адаптации воспитанников ДОУ к условиям школьного обучения.
Коорекционно-развивающаяработа осуществляется на индивидуальных и
подгрупповых занятиях. Работа организуется в соответсвии с возрастом детей,
психогигиеническими требованиями к режиму занятий, структуре занятий,
способам взаимодействия ребенка со сверстниками. Обеспечивается реализация
требований здоровьесбережения воспитанников в образовательном процессе.
Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологических требований к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13», утвержденных главным
государственным врачом Российской Федерации, а также
по опыту
функционировании дошкольных логопунктов целесообразно уменьшить
количество подгрупповых форм работы и увеличить время на индивидуальную
работу.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки.
Возраст

С 4 до 5 лет

Продолжительность
коррекционнообразовательной
деятельности
Не более 20 минут –
фронтальная,
подгупповая
деятельность.
Не более 25 минут –
фронтальная,
подгупповая
деятельность.

Максимально допустимый
объем
образовательной
нагрузки.
В первой половине дня – 40
минут.

В первой половине дня – 45
минут.
Во второй половине дня – не
более 25 минут.
Не более 30 минут – В первой половине дня – 1,5
С 6- 7 лет
фронтальная,
подгупповая часа.
деятельность.
Во второй половине дня – не
более 30 минут.
В середине каждого КСОД проводится физкультминутка или динамическая пауза.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10
минут.
С 5 до 6 лет

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным
воспитанником ДОУ определяется направлениями, которые соответсвуют
структуре его речевого нарушения.
Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы
Коррекция звукопроизношения.
Совершенствование
фонематического
восприятия и других фонематических
процессов, лексико-грамматических навыков
и связной речи.
Коррекция звукопроизношения.
Развитие фонематического восприятия и

ФНР

ФФНР

11

других фонематических процессов.
Совершенствование слоговой структуры
слова.
Совершенствование лексико-грамматических
навыков и связной речи.
Коррекция звукопроизношения.
Формирование и развитие фонематического
восприятия и других фонематических
процессов.
Формирование, развитие и
совершенствование слоговой структуры
слова.
Обогащение, активизация и развитие
словаря.
Развитие и совершенствование
грамматического строя речи.
Формирование, развитие и
совершентвование связной речи.

ОНР

Содержание коррекционно-развивающей работы определяется в
соответсвии с индивидуальным планом ребенка.
Периодичность
индивидуальных
и
подгрупповых
занятий
обуславливается тяжестью нарушений речевого развития, а также
индивидуальной динамикой коррекции речи.
2.2.3. Формы организации образовательной деятельности.
Данная коррекционная программа разработана для реализации в условиях
логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке
занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной
деятельности учителя - логопеда.
Основную нагрузку несет индивидуальная логопедическая работа,
которая проводится 1-2 раза в неделю с каждым ребенком. Частота проведения
индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности
речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими
особенностями детей.
Для занятий в микрогруппах объединяются дети, имеющие сходные по
характеру и степени выраженности речевые нарушения. Состав микрогрупп
лабилен.
Основной формой работы является игровая деятельность — основная
форма деятельности дошкольников.
Основными формами коррекционного обучения в детском саду
являются коррекционно-логопедические занятия, на которых систематически
осуществляется развитие всех компонентов речи.
Индивидуальные занятия.
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- Развитие артикуляционной моторики.
- Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков.
12

- Развитие речевого дыхания и голосообразования.
- Постановка отсутствующих или искажённых звуков.
- Автоматизация и дифференциация звуков.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером
и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными
психофизическими особенностями детей.
Структура индивидуального логопедического занятия.
1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнении, упражнения для
развития мимических мышц.
2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
3. Упражнения по развитию речевого дыхания.
4. Упражнения по формированию речевого голоса.
5. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
6. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического
восприятия.
7. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного
звукопроизношения в речи ребенка.
8. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
9. Формирование лексико-грамматических представлений.
10. Обучение элементам грамоты.
11. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти,
логического мышления.
Подгрупповые занятия (микрогруппы). Для занятий в микрогруппах
объединяются дети, имеющие сходные по характеру и степени выраженности
речевые нарушения.
Логопед может организовать простой диалог для тренировки
произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по
звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является
открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от
динамики достижений в коррекции произношения.
Цель и содержание подгрупповых занятий:
Основная цель подгрупповых занятий - закрепление поставленных
логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для
2-3 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Занятия в
микрогруппе (2-3 человека) проводятся по мере необходимости на усмотрение
логопеда.
На данных занятиях осуществляется:
- Закрепление навыков произношения изученных звуков.
- Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых
структур, состоящих из правильно произносимых звуков.
- Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов.
- Расширение лексического запаса в процессе автоматизации звуков.
- Закрепление грамматических категорий.
- Развитие связной речи.
Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это
13

обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем,
количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
2.2.4. Способы реализации Программы.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
Для обеспечения эмоционального благополучия учитель-логопед должен:
- общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
- внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства,
помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
- помогать детям, обнаружить конструктивные варианты поведения;
- создавать ситуации, в которых дети могут выразить свое отношение к
личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим
в детском саду;
Формирование доброжелательных, внимательных отношений
Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям следует:
- устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;
- создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;
- поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию
новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для
разрешения возникающих проблемных ситуаций).
Развитие самостоятельности
Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать
образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
- учиться на собственном опыте;
- быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
Создание условий для развития познавательной деятельности
Стимулировать детскую познавательную активность учитель-логопед может:
- регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения
информации, но и мышления;
- обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
- помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
- предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч.
наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить
задачу.
Методы реализации Программы.
В Программе используются различные методы: практические, наглядные
и словесные. На каждом из этапов логопедической работы эффективность
овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей
группой методов. Так, для этапа постановки звука использованы практические
и наглядные методы, такие как различные игры и упражнения, показ
правильной артикуляции, многократные повторы. С целью автоматизации
поставленного звука, особенно в связной речи, используются беседа, пересказ,
рассказывание стихотворений, скороговорок и т. д., т. е. словесные методы.
14

Данная группа методов также используется для развития лексикограмматических средств языка.
Широко использовано знаково-символическое моделирование при
формировании звукового анализа и синтеза. Применяются графические схемы
слогового и звукового состава слова.
Наблюдение, как используемый в Программе метод связано с
применением картин, рисунков, профилей артикуляции, а также с показом
артикуляции звука, упражнений.
Приемы реализации Программы.
Большое коррекционное значение имеют приемы, которые использует учительлогопед в своей работе:
- игры дидактические;
- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров;
- беседы, ситуативные разговоры с детьми;
- викторины, сочинение загадок, рассказов;
- инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание
стихотворений;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок,
иллюстраций к знакомым сказкам, игрушек, эстетически привлекательных
предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства
(народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и
пр.),
- обсуждение средств выразительности;
- упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, воздушной струи;
- упражнения на развитие мелкой моторики;
- упражнения на развитие мимики;
- физкультминутки;
- игры и упражнения под тексты стихотворений для развития координации речи
и движений.
Наиболее выигрышным видом сотрудничества с ребенком дошкольного
возраста является игра. В связи с этим в программе предусмотрены виды
деятельности, включающие в себя разнообразные игры в качестве основы
логопедической работы на занятии. Речевые игры и упражнения имеют
большое коррекционное значение.
При автоматизации слов и предложений используются игры и
упражнения на изолированное произнесение звука, повторение слогов и
слоговых цепочек, слогов с изменением ритмического рисунка, называние
предметных картинок и т.д.
Для развития лексико-грамматических категорий в программу включены
игры: «Назови ласково», «Один - много», упражнения на согласование
прилагательных с существительными, существительных с числительными,
упражнения на образование относительных, притяжательных прилагательных и
т.д.
При формировании фонематического слуха помогут быть использованы
игры и упражнения «Подскажи словечко», «Исправь взрослого», подбери слово
15

на заданный звук, найди лишнюю картинку, замени звук в слове и т.д.
В работе используются различные игры и упражнения, направленные на
развитие логического мышления, обучение элементам грамоты, формирование
графомоторных навыков и др. Так же адаптированные тексты для
автоматизации и дифференциации звуков.
2.2.5. Средства реализации Программы.
Средства реализации Программы — совокупность материальных и
идеальных объектов:
- демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые
детьми);
- визуальные (для зрительного восприятия), аудийные (для слухового
восприятия),
- аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);
- естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
- реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные).
С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего
деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные
на развитие деятельности детей:
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения,
иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и
образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины
и др.);
- продуктивной (оборудование и материалы для развития мелкой моторики
рук);
музыкально-художественной
(детские
музыкальные
инструменты,
дидактический материал для работы над голосом, темпом и ритмом речи).
2.3. Консультативно-просветительская
Профилактика.

деятельность.

Пропаганда.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в условиях
логопункта.
Цель: обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и
воспитателей ДОУ в образовательном процессе.
Задачи:
- определение единых подход в образовательном процессе, обеспечивающих
благоприятные условия для развития детей,
- обеспечение устойчивости результатов коррекционно-логопедической
воздействия,
- оптимизация деятельности воспитателей по профилактике речевых
16

нарушений.
Направления взаимодействия:
- формирование представлений о факторах речевого риска, критериях и
условиях благоприятного речевого развития;
- обучение педагогов приемам профилактики речевых нарушений у
воспитанников в повседневной жизни;
- ознакомление с эффективными способами педагогического общения с детьми,
имеющими речевые нарушения.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями.
Цель: вовлечение родителей в коррекционно образовательную
деятельность для повышения результативности коррекционно-развивающей и
профилактической работы (обеспечение преемственности логопедической
коррекции в ДОУ и семье).
Задачи:
- ознакомление родителей с речевым развитием ребенка,
- обучение родителей взаимодействию с детьми в процессе логопедической
коррекции.
Формы работы:
- информирование и динамике речевого развития ребенка в процессе
коррекционно-логопедической работы,
- ознакомление со способами взаимодействия с ребенком в рамках
логопедической работы,
- рекомендации по обеспечению устойчивости результатов логопедической
коррекции.
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое
консультирование родителей и педагогов. Инициатором консультирования
может быть любой участник образовательного процесса. Консультирование
включает работу с запросом родителей или педагогов и разработку
рекомендаций. Рекомендации могут быть даны как в устной, так и в
письменной форме.
План работы учителя-логопеда с родителями на 2023-2024 уч. год
Цель: привлечение родителей к активному участию в коррекционном
процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для
сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
месяц
сентябрь

Формы проведения, название консультаций
Общее родительское собрание (в сроки в соответствии с
планом ДОУ)

17

Участники
Руководитель
ДОУ, учительлогопед,
воспитатели,
родители

Консультация . Тема «Что такое речь?» (для
родителей детей посещающих логопункт)
Индивидуальное консультирование родителей по
результатам логопедического обследования детей

Учительлогопед,
родители

Консультация. Тема «Ваш ребенок познает мир речи».
Индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации с
родителями о необходимости:

Учитель-логопед
и родители

- выполнения артикуляционной гимнастики;
- развитие мелкой моторики;
октябрь

Ноябрь

Родительская
гостиная
(консультация).
- автоматизация
поставленных
звуков Тема:
«Артикуляционная гимнастика – залог правильного
звукопроизношения». Индивидуальные практикумы по
правильному проведению комплексов артикуляционной
гимнастики «Советы по автоматизации поставленных
Консультация
звуков домашних условиях»
Консультация. Тема «Игры и игрушки для развития
речи»
Консультация. Тема «Развитие речи ребенка в
повседневной жизни»

Декабрь

Консультация. Тема «Особенности речи
дошкольников старшего возраста.
Индивидуальные занятия. Тема: «Учимся произносить
звуки» (практические приемы постановки и автоматизации
звуков).
Логопедическое «Поле чудес» Ребенок-логопед-родитель.
Игры, занятия для развития артикуляционного аппарата и
речи.

Январь

Консультация «Влияние движения пальцев на развитие
речи».
Игротека «Гимнастика для пальчиков и развитие речи
«Наши пальчики играют»
Индивидуальные беседы. Тема «Первые успехи вашего
ребенка»

Февраль

Круглый стол. Тема «Формирование правильной
воздушной струи»
Индивидуальные консультации. Развитие грамматического
строя речи «Показ и системный контроль над звуковым
оформлением речи с учетом нарушений у детей».

18

Учительлогопед,
родители
Учительлогопед,
родители
Учительлогопед,
родители
Учительлогопед,
родители
Учительлогопед,
родители
Учительлогопед,
родители
Учительлогопед,
родители,
ребенок
Учительлогопед,
родители
Учительлогопед,
родители
Учительлогопед,
родители
Учительлогопед,
родители
Учительлогопед,
родители,
ребенок

Индивидуальная беседа. Тема «Необходимость
автоматизации поставленных звуков в условиях семьи»
Март

Консультация. Тема «Играйте с ребенком в слова»

Круглый стол. «Звуки, буквы, слова»

Апрель

Май

Индивидуальные консультации для родителей. Тема
«Расширяем словарный запас ребенка».Познакомить
родителей с приемами работы, направленными на
обогащение словарного запаса
Консультация для родителей «Как учить звуковому
анализу». Познакомить родителей с дальнейшими
приемами работы над развитием фонематического слуха.
Познакомить с играми, направленными на развитие
фонематического восприятия.
Индивидуальные ежедневные консультации для родителей.
Тема «Дифференциация смешиваемых звуков у детей».
Показ игр.
Родительское собрание. Тема «Вот и стали мы взрослей,
говорим мы правильней»

Консультации. Тема «Продолжать осуществлять
систематический контроль за звуковым и грамматическим
оформлением речи»
Праздник правильной речи

Июнь

Беседа. Тема «Развитие правильной речи – важное условие
умственного воспитания и подготовки к школе»

Учительлогопед,
родители
Учительлогопед,
родители
Учительлогопед,
родители
Учительлогопед,
родители
Учительлогопед,
родители

Учительлогопед,
родители,
ребенок
Учительлогопед,
родители,
ребенок
Учительлогопед,
родители,
ребенок
Учительлогопед,
родители, дети
Учительлогопед,
родители

Пропаганда логопедических знаний.
Пропаганда логопедических знаний является условием успешного
решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности
учителя-логопеда. Она осуществляется в работе учителя логопеда по
взаимодействию с педагогами и родителями.
Пропаганда логопедических знаний является средством профилактики
речевых нарушений у дошкольников.
Профилактика.
Учитель-логопед реализует три вида профилактической работы:
Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения
дефекта.
Проводятся скрининговое обследование детей раннего и младшего
19

возраста по запросу педагогов и/или родителей, индивидуальное
консультирование по результатам первичного обследования, динамическое
наблюдение за детьми из группы риска.
Осуществляется групповое консультирование во всех образовательных
группах ДОУ на родительских собраниях.
Вторичная профилактика направлена на предотвращение других
речевых нарушений на основе уже имеющихся, она проводится в ходе
коррекционной работы.
Третичная профилактика направлена на предупреждение устраненных
речевых расстройств. После выпуска ребенка из логопункта в начале нового
года еще раз проводится диагностика, если ребенок еще посещает ДОУ.
Работа с педагогами и родителями по пропаганде логопедических знаний
является средством профилактики речевых нарушений у дошкольников.
2.4. Преемственность во взаимодействии педагогических работников.
Успешность речевого развития детей зависит от содержания работы
ДОУ как целостного образовательного учреждения. Формирование и
активизация инициативной речи дошкольников с нарушениями речи
осуществляется путём комплексного многостороннего воздействия силами
учителя-логопеда,
воспитателей,
педагога-психолога,
музыкального
руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского персонала.
Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах. Это
совместное составление перспективного планирования работы на текущий
период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов
и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего
предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и
участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное
осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов,
ежедневные задания учителя-логопеда воспитателям.
3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Комплектование логопедического пункта
Учитель-логопед после проведения первичного обследования составляет
список воспитанников, нуждающихся в коррекционно-логопедической
помощи, рекомендует посещение Психолого-медико-педагогической комиссии
или узких медицинских специалистов для уточнения логопедического
заключения и определения структуры и степени сложности нарушения.
Основанием зачисления является наличие согласия родителя (законного
представителя) на логопедическое обследование и сопровождение ребенка, а
также наличие свободных мест на логопункте.
Число детей, одновременно занимающихся на логопункте не должно
превышать 25 человек.
20

Преимущественным правом зачисления пользуются дети, имеющие
речевые нарушения, препятствующие успешному освоению образовательных
программ, в возрасте 6-7 лет (подготовительная группа) и дети имеющие статус
ОВЗ (всех возрастных групп), затем дети 5-6 лет (старшая группа), при наличии
свободных мест могут зачисляться дети 4-5 лет (средняя группа).
Отчисление детей производится:
- по заявлению родителей,
- по факту выбытия из образовательного учреждения,
- по факту устранения речевых нарушений, явившихся основанием для
зачисления.
Сроки коррекционно-логопедической работы на логопункте
(примерные):
- от 3 месяцев – для детей ФНР (более 6 месяцев – для детей с ФНР,
обусловленным дизартрией),
- от 6 месяцев – для детей с ФФНР (более 6 месяцев – для детей с ФФНР,
обусловленным дизартрией),
- от 1 года для детей с общим недоразвитием речи.
3.2. Организация работы логопедического пункта
Организация образовательного процесса регламентируется режимом
работы, графиком и расписанием занятий, согласованным с администрацией
ДОУ, перспективно-календарным планом работы.
Учитель-логопед ведет необходимую документацию:
1. Список детей, посещающих логопункт, утвержденный заведующим ДОУ.
2. График занятий (расписание работы учителя-логопеда).
3. Перспективно-календарный план работы (форма ведения может меняться
по усмотрению учителя-логопеда).
4. Журнал регистрации посещения индивидуальных и подгрупповых
занятий.
5. Журнал учета движения детей на логопункте.
6. Журнал логопедического обследования.
7. Речевые карты и индивидуальные планы работы.
8. Тетради взаимосвязи с родителями (заводятся родителями детей,
посещающих занятия на логопункте).
9. Отчет о коррекционной работе.
10.Список детей, нуждающихся в логопедической помощи.
11.Речевой профиль групп.
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы
Оборудование логопедического кабинета
Мебель: стол письменный, стол детский, стул, четыре стула детских и
полка и шкаф для оборудования и дидактического материала; настенное
большое зеркало, настольная лампа, раковина;
21

Дидактические материалы для обследования и коррекционной
работы:
- альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой
структуры слов;
- наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, предлоги,
схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления
предложений, рассказов, словообразовательные схемы и уравнения и т.п.);
- дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие
понятия (посуда, овощи-фрукты, дикие и домашние животные, транспорт,
детеныши животных, одежда, обувь и т.п.), целый предмет и его части, части
тела человека, и животных, слова-действия, признаки предметов (качественные,
относительные, притяжательные), слова – антонимы, слова – синонимы, слова с
переносным значением и т.п.
- дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по
темам: согласование существительных с прилагательными, глаголами,
числительными; глаголов с местоимениями; простые и сложные предлоги;
простые и сложные предложения; однородные члены предложения, картинки и
с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и
однокоренными словами и т.д.
- дидактические пособия по развитию связной речи: картины, серии
картин; наборы предметных и сюжетных картинок для распространения или
уточнения сюжетной линии; игрушки для составления рассказов-описаний,
сборники сказок, рассказов для составления пересказов, различные детские
хрестоматии; загадки, потешки, поговорки, скороговорки (в зависимости от
возраста и уровня речевого развития детей) и т.п.
- дидактические пособия по развитию оптико-пространственных
ориентировок: листы бумаги, плоскостные и объемные геометрические формы,
настенные и настольные панно, модули, лабиринты и т.п.
- дидактические пособия по развитию моторно-графических навыков:
наборы для развития чувствительности и подвижности рук, настенные и
настольные панно и модули, конструкторы, ручки, карандаши, фломастеры,
глина, пластилин и т.п.
- дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная
азбука букв, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и др. изображения
букв, изображения букв со смешанными или отсутствующими графическими
элементами, рабочие тетради.
Пособия для обследования и развития слуховых функций
Звучащие игрушки, музыкальные инструменты (бубен металлофон,
барабан, колокольчики), сюжетные картинки.
Пособия для обследования и развития интеллекта
Счетные палочки, разрезные картинки (на 2,3,4 части), наборы картинок
по тематическим циклам (для выделения 4-ой лишней), наборы парных
картинок для сравнения серии сюжетных картинок.
Пособия для обследования и развития фонематических процессов,
формирования навыков языкового анализа и синтеза, обучения грамоте.
22

Разрезная азбука.
Символы звуков, схемы для анализа и синтеза слогов, слов.
Символы для составления картинно-графической схемы предложений.
Символы простых и сложных предлогов.
Карточки с перевернутыми буквами, схемами слов разной сложности.
Дидактические игры .
3.4.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов (в
электронном виде)

1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014,
с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный
ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим
доступа: pravo.gov.ru..
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс].─
Режим доступа:http://government.ru/docs/18312/.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным
группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О
введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена
труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий
инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к
персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным
государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.)
(Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный №
4673)
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован
Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
23

9. Приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении
Федеральной образовательной программы дошкольного образования».
10. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н
(ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»
(Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
11. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28
февраля 2014 г. № 08- 249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.
12. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О
направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по
реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому
обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и
бесплатного дошкольного образования).
Перечень литературных источников (в электронном виде)
Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.: ЦДК проф.
Л.Б. Баряевой, 2011.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи. — М., 2002.
Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у
дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и
внимания. — М.: ДРОФА, 2008.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории
и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011.
Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психологопедагогической диагностики лиц с нарушениями речи. — СПб.: КАРО, 2004.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и
грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб.,
2001.
Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение
рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. — М.:
АРКТИ, 2005.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение,
2010
Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи:
Развитие памяти. – М.: Национальный книжный центр, 2016.
Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на
занятиях в детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.
Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических
нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2008.
Программы
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под ред. Чиркиной Г.В.
3.5.

24

М. просвещение 2011.
Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под
ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. — СПб.: КАРО, 2009.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного
возраста. Монография.– М., 2000.
Филичева Т.Б., Орлова О.С, Туманова Т.В. Основы дошкольной
логопедии. М. Эксмо 2015.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления
недостатков речи у детей дошкольного возраста. М. Изд-во В. Секачев. 2016.
Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. —М.:
ВЛАДОС, 2000.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».