Советы по формированию речевого дыхания в игровой форме
19.10.2025
Дыхание – основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание. В чём же отличие речевого дыхания от обычного?
Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох и выдох одинаковые по продолжительности, и осуществляются через нос. Речевое дыхание – процесс управляемый, при котором вдох происходит через рот и нос, а выдох идет через рот, при этом вдох значительно короче выдоха. Таким образом, для речи обычного дыхания не хватает.
Правильное речевое дыхание обеспечивает:
— нормальное голосообразование;
— четкое звукообразование;
— создает условия для поддержания нормальной громкости, плавности, интонационной выразительности, четкого соблюдения пауз.
У дошкольников часто наблюдается несформированность речевого дыхания, в силу их возрастных особенностей и соматической ослабленности.
Это проявляется в следующем:
— слабый вдох;
— недостаточный объём выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый (речь звучит то громко, то тихо, едва слышно);
— неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха (ребёнок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом, или не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы);
— неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя приводит к искажению звуков.
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межрёберных мышц.
Правильное речевое дыхание у дошкольников обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Поэтому так важно формировать у ребёнка правильное речевое дыхания, для этого существует множество игр и упражнений. Рассмотрим некоторые из них.
Этапы формирования речевого дыхания
1 этап – формирование неречевого дыхания.
- Игра «Султанчик»(султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).
Задача: побуждать ребёнка к произвольному выдоху.
Взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.
- Игра «Пёрышко»
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребёнок сдувает с ладони взрослого пёрышко, лёгкий ватный шарик.
- Игра «Шарик»
Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Взрослый предлагает ребёнку подуть на лёгкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
- Игра «Ветерок»
Задача: развивать продолжительность ротового выдоха.
Взрослый предлагает ребёнку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из тонкой бумаги, как ветерок,сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денёчек.
Дуй скорей, наш ветерочек.
2 этап – формирование речевого дыхания.
- Игра «У кого длиннее звук (слог)?»
Задача: формирование речевого выдоха.
Взрослый и ребёнок произносят на одном выдохе звук (слог).
- Игра «Назови картинки»
Задача: формирование речевого выдоха.
Оборудование: 3-5 картинок.
Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.
- Игра «Повтори предложение»
Задача: формирование плавной слитной речи.
Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку, ребенок повторяет на одном выдохе.
- Игра «Мой весёлый звонкий мяч»
Задача: формирование плавной слитной речи.
Ребёнок рассказывает любое стихотворение и в конце каждой фразы ударяет мячом об пол.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.10.2025
Дата обновления: 19.10.2025
Дата публикации: 19.10.2025