Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
18.11.2025
Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка [ш, ж, р, л].
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так.
Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
• подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;
• быстрее преодолеть речевые дефекты;
• привести тонус мышц губ, щёк и языка в норму.
Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:
• заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;
• все упражнения проводятся перед зеркалом;
• все упражнения проводятся в виде игры;
• сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;
• для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы.
Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения – это упражнения, где ребёнок выполняет определенный уклад, позу щёк, губ, языка.
Это такие упражнения: «заборчик», «окошечко», «трубочка», «чашечка», «блинчик», «иголочка», «горка», «парус».
Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 5 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу.
Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щёк, губ, языка.
Это такие упражнения, как: «часики», «качели», «лошадка», «чистим зубки», «вкусное варенье», «барабанщик», «худышки – толстяки» и другие.
Эти упражнения тоже проводятся под счёт, только при каждом счёте ребёнку необходимо поменять положение щёк, губ или языка.
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения.
Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребёнку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.
Учитель-логопед Коростелева А.И.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.11.2025
Дата обновления: 18.11.2025
Дата публикации: 18.11.2025