Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

18.11.2025

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних 


Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка [ш, ж, р, л].


Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так.

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

• подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков;

• быстрее преодолеть речевые дефекты;

• привести тонус мышц губ, щёк и языка в норму.


Существует несколько основных правил для достижения эффекта от проведения артикуляционной гимнастики дома:

• заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут;

• все упражнения проводятся перед зеркалом;

• все упражнения проводятся в виде игры;

• сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению;

• для каждой группы звуков существуют свои артикуляционные комплексы.


Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.


Статические упражнения – это упражнения, где ребёнок выполняет определенный уклад, позу щёк, губ, языка.Хочу такой сайт


Это такие упражнения: «заборчик», «окошечко», «трубочка», «чашечка», «блинчик», «иголочка», «горка», «парус».

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 5 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу.

Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».


Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щёк, губ, языка.


Это такие упражнения, как: «часики», «качели», «лошадка», «чистим зубки», «вкусное варенье», «барабанщик», «худышки – толстяки» и другие.


Эти упражнения тоже проводятся под счёт, только при каждом счёте ребёнку необходимо поменять положение щёк, губ или языка.


Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.


Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения.


Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребёнку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.


Учитель-логопед Коростелева А.И.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.11.2025

Дата обновления: 18.11.2025

Дата публикации: 18.11.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».